avangard-pressa.ru

Структура простого предложения - Финансы

5. Вопросительные предложения могут начинаться с вопросительных местоимений или наречий: quis? (кто?), quid? (что?), qui? quae? quid? (какой, ая, ое? который, ая, ое?), quot? (сколько?), quo? (куда?), unde? (откуда?), quam? (как?), cur? (для чего? зачем? почему?), ubi? (где?).

6. Роль союза и может выполнять постпозитивная частица -que. Она стоит после слова, к которому относится, и пишется с ним слитно: Jus vitaenecisque. -Право жизнии смерти.

7. В предложениях в настоящем времени не опускается глагол быть (esse): Scientia potentia est. - Знание [есть] сила. Исключением являются сентенции и афоризмы.

Глагол esse (быть) образует формы настоящего времени от супплетивной, т.е. измененной основы. Ср. в русском языке: быть – есть.

Формы настоящего времени (praesens) глагола esse

лицо ед.ч. мн.ч. sum (я есть) sumus (мы есть) es (ты есть) estis (вы есть) est (он, она, оно есть) sunt (они есть)

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем особенность слогораздела в латинском языке?

2. Перечислите условия долготы и краткости слога.

3. Расскажите о структуре простого предложения в латинском языке.

4. Как образуются вопросительные предложения в латинском языке?

5. Какова функция частицы -que в латинском языке?

6. В чем особенность употребления глагола esse в латинском языке? Как изменяется глагол esse по лицам и числам в настоящем времени?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Прочитайте слова и разбейте их на слоги. Обоснуйте свой ответ. В словах поставьте ударения:

А. Communis, agricola, honestus, humanus, laborāre, scaena, authenticum, cognatio, respublica, universitas, Aristoteles, Danuvius, Scythia, Sicilia, Neapolis, Germania, emptio, tribūnal, falsus, lucrum, curia, basialis, formularum, demonstratio, intentio, labyrinthus, finium, regundorum, socios, communi, index, milia, qua, numero, quaelibet, ubi, sаере, filia, declare, pоеnа, Latium, Ciсerо.

В. justitia, consul, grata, lex, homo, tabula, privata, publica, causa, codex, camera, corpus, custodia, decretum, edictum, plebiscitum, constitutio, senatus, magistratus, aurum, роёtа, Cyprus, charta, tribunus, praesidium, argumentum, symphonia, labyrinthus, Caesar, dictator, lingua, praetor, auris, auditorium, praerogativa, oeconomus.

2. .Прочитайте текст, соблюдая правила произношения латинских звуков. Переведите. Подберите, где это возможно, к словам текста однокоренные слова из других языков:

1. Scientia potentia est. 2. Terra sphaera est. 3. Terra stella est. 4. Terra et luna stellae sunt. 5. Philosophia magistra vitae est. 6. Historia magistra vitae est. 7. Historia schola vitae est. 8. Schola via scientiarum est. 9. Roma in Italia est. 10. In terra et in aqua vita est. 11. In luna non vita est. 12. In silvis bestiae sunt. 13. In Africa sunt silvae palmarum. 14. Minerva est dea pugnarum. 15. Incola insulae est nauta. 16. Ibi victoria, ubi сoncordia. 17. Experientia est optima magistra. 18 Aurora musis amica.

СЛОВАРЬ:

agua, ae f - вода

concordia, ae f - согласие

dea, ae f - богиня

est – 3 л. ед.ч. наст.вр. от глагола esse - быть

et - и

filia, ae f - дочь

ibi - там

in - в, на

incola, ae, f - житель

insula, ae, f - остров

lingua, ae, f - язык

nauta, ae, f - моряк

non - не

potentia, ae, f - сила

pugna, ae, f - битва, сражение,

schola, ae, f - школа

scientia, ae, f - знание

silva, ae, f - лес

stella, ae, f - звезда, планета

sunt - 3 л. мн.ч. наст.вр. от глагола esse - быть

terra, ae, f - земля

ubi - где

via, ae, f - дорога, путь

victoria, ae, f - победа

vita, ae, f - жизнь

3.Ответьте на вопросы:

1. Quid scientia est? 2. Quid terra est? 3. Quid stellae sunt? 4. Quid magistra vitae est? 5. Quis schola eat? 6. Ubi Roma est? 7. Ubi silvae palmarum sunt? 8. Quis Minerva est? 9. Quis incola insulae sunt? 10. Ubi victoria est?

4. Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте на латинском языке:

1. Где нет жизни? 2. Что такое опыт? 3. Земля – это планета? 4. Где живут звери? 5. Что есть в Африке? 6. Что есть сила? 7. Кто подруга музам? 8. Кто моряки? 9. Кто является наставницей жизни? 10. Что является дорогой знаний?

5.Прочитайте слова и словосочетания, объясняя правила произношения и постановки ударения. Выучите наизусть:

extra ordinaria cognitio - экстраординарный процесс

falsa accusatio - ложное обвинение

fictio juris - юридическая фикция; нечто придуманное

fictio legis - законная фикция

furtum manifestum - кража, при которой вор пойман с поличным

furtum nec manifestum - неочевидная кража

furtum oblātum - укрывательство краденного

generālis - общий

guaestio - допрос, следствие

heredes legitimus - наследники по закону

heredes testamentarium - на­следники по завещанию

hereditas - наследство, наследование

heres legetimus - законный наследник

intra leges - в соответствии c внутренним смыслом закона

leges actionis - сборник судебных формул

leges duodecim tabularum - Законы двенадцати таблиц

mala fides - недобросовестность

manumissio - отпущение раба на свободу

manumissio censu - отпущение раба на свободу путем занесения раба в цензорские списки

manumissio tastamento - отпущение раба на свободу по завещанию

manumissio vindicta - отпущение раба на свободу путем мнимого процесса о свободе

6. Прочитайте фрагменты «Великой хартии вольностей» (Приложение 2), обращая внимание на особенности произношения слов в тексте.

Занятие 3